Работа с людьми при  съемке портрета – важный и сложный аспект жизни фотографа.

Как говорит одна моя знакомая модель, постоянно бывающая в журналах, выставляемая на работах в различных фотогаллереях “когда я иду на съемку, особенно если это группа фотографов – я не ожидаю ровным счетом ничего. Я просто постараюсь сделать так, чтобы каждый получил свой хороший кадр и тем больше я радуюсь когда мне присылают потом работы которые достойны включения в портфолио”.

Для меня лично, любая съемка хороша, если я могу уйти с одним кадром который мне нравится.  Да – если три-пять часов съемок завершаются в одном действительно хорошем кадре – это уже хорошо. Но стремиться надо к большему, безусловно.

 

Intents

Очень часто на семинарах, прогулках, да и просто в жизни, можно заметить как фотограф встает, достает свою камеру и зажав кнопку ожидает что модель что-либо сделает для него (или нее).  Надежда в том, чтобы из сотен раскадровок, снятых на серийном режиме, получить “фоточку”.  Вторая крайность – это попытка спозировать модель, с постоянным заглядыванием в книжку-руководство по позированию, а потом огроченное махание рукой, когда не выходит построить позу полностью.

И это нас приводит к ошибке номер один – нельзя ожидать что фотографируемый человек все сделает за вас. Как я всегда говорю – никто кроме вас не знает как у вас стоит свет и что вы там видите через объектив. Даже супер профессиональная модель.

Нельзя махать рукой и делать огроченные вздохи, не объясняя в чем дело.

Не суть если модель не разбирается в фотографии, и это ее первый раз – ваша задача – чтобы человек чувствовал себя как можно более комфортно. Это не значит постоянно подносить чашки с кофе, или приобнимать, поддерживать и тп. Это – означает не бояться разговаривать, не бояться порой сделать что то, что рассмешит модель, заставит ее улыбнуться и даст понять что вы знаете что делаете.  Набор трюков для того чтобы человек улыбнулся – велик. Уверенность того что вы знаете в чем делаете – в первую очередь это знание своего инструментария и хотя бы основ построение поз и того что вы хотите. Если вдохновение имеет привычку задерживаться – полезно поговорить с моделью, спросить что хочется, какие есть идеи, перед съемкой. Чтобы именно до съемки посмотреть близкие по идее работы  в журналах, в книгах, на сети. Это даст понимание того что делают другие и что можно попробовать. Полезно также сообразить какого типа свет вам понадобится и какой набор объективов, если у вас их несколько.

Ошибка номер два – не надо ни в коем случае затачиваться на схемы света которые вы подсмотрели где-то. Помните, что очень малое количество схем имеют универсальное применение. Схема всегда корректируется под позу и оборудование.

К примеру – стандартная схема из двух софтбоксов по сторонам , где то под 60 и 30 градусов к модели направленных. Отлично смотрится в студии на ростовом портрете, когда есть возможность отодвинуть источники метра на два-три и сами софтбоксы при этом – это полутораметровые октабоксы.  Покрытие и спадение света будет таким, что можно будет снять практически любую позу, без особых проблем с тенью на лице от руки поднятой или шляпы. Та же самая схема с зонтиками на просвет и мелкими вспышками – не сработает, потому что зонтики придется придвигать для достижения размера, а значит и спадение света и покрытие – изменятся и свет выйдет уже не для любой позы, а там где рука не будет загораживать свет, и тп.  При этом в зависимости от фона правда, кадр может выйти драматичнее и интереснее несколько. Но это иллюстрирует насколько важно понимать что поза и свет – диктуют коррекции друг друга.

Другой пример – это тени от носа, летающие через все лицо на многих портативных портретах, енотовые глаза и тп.   Свет имеет направленность. Все что нужно – это следить за его направленностью и корректировать позу соответственно.  Или переставить свет. Скажем если я поставил главный источник справа, пытаюсь повернуть модель чуть правее и вижу что у нее левая сторона выходит интереснее – простое перемещение источника даст мне лучше кадр чем попытка зеркально отразить позу, лишь чтобы обнаружить что правая сторона “все же не то”.

Если модель гиперактивна и пытается принимать позы всякие – не надо никогда ее останавливать. Какие то из поз и идей могут быть очень интересны. Надо лишь попросить подержать позу пока вы свет подровняете под нее. После нескольких раз даже начинающая модель начинает понимать что есть задержка в пару минут на перестановку, и при хорошем результате всегда подождет.  Если модель пассивна и боиться всего – надо искать общие темы, говорить о танцах, о самолетах, попросить показать белочку, в конце концов. Всегда полезно перед съемкой просто попросить модель не отворачиваться от света по возможности.

И если уж говорить о позах. Фотограф просто обязан провести некоторое время перед зеркалом чтобы отточить умение показывать позы.  Женские и мужские.  Да – вы можете выглядеть несколько нелепо, но если вы стремитесь к тому чтобы понять как работает свет на разных позах, к тому чтобы научиться строить всякие странные но очень интересные позы не из книжек – вам придется переступить себя и вернуться в детство, когда каждый из нас корчил рожи в зеркало.

И разумеется – очень полезно следить за моделью во время перерывов, пока таскаете/распаковываете оборудование и тп. Иногда – самые интересные позы и кадры могут родиться из вот такого “подсмотренного”.

И наконец – ошибка номер три. Это отказ признания того, что всегда будут люди, которым вы не понравитесь. И порой боязнь вступиться за свои навыки.

В случае платящих клиентов – это можно отсекать на моменте договоренности о съемке , поскольку то что вы делаете – это то что привлекает к вам клиента (если только вы не норовите снимать свадьбы за 100 рублей, разумеется. В таком случае будьте просто готовы к тому чтобы потом быть в суде за моральный ущерб потенциально причиненный клиенту с неумело сделанными фотографиями).

В случае бесплатной фотосессии все сложнее – поскольку зачастую выбор модели оказывается вынужденным. Поэтому когда тут снятый человек говорит вам фразу “я себе не нравлюсь, я недоволен работой фотографа, потом что…” – посмотрите внимательно на себя, на свою работу.  Если вы видите что все что вы сделали – это было максимум того что можно было сделать в ситуации, если у девушки не было нормального макияжа и прически, щеки висят и веки припухли и она выглядит лет на 20 старше – а она хочет выглядеть как Мерелин Монро.. Ну что ж – в таком случае надо признаться себе и ей, что вы ее снять именно так как ей хочется – не сможете. Вполне может быть что после нормального отсыпа, небольшой коррекции содержимого воды и внятного макияжа – она будет миловидна, но не в тот момент когда вы пытаетесь сделать кадр. Увы.  Такое бывает, правда очень редко, со всеми.

Схожие заметки:

  1. Портеты – сложные лица и свет
  2. Короткий свет и длинный портретный свет
  3. Гламур: начало, поиск моделей, важность общения
  4. Семинары 18-19 июля: итоговые слова
  5. Детские портреты
  6. Психология фотографии 101: эмоции как двигатель фотографии
  7. Гламур: свет