Автор: 

sl8

Сегодня мы расскажем о замечательном методе, который позволяет фактически заново «нарисовать» светотеневой рисунок и создать нужный нам объем путем осветления и затемнения отдельных областей фотографии. Данный метод дает нам возможность скорректировать недостатки и подчеркнуть достоинства модели, а также «нарисовать» объем при слишком «плоском» бестеневом освещении (например, при уличной съемке в пасмурный день).

Каждый, кто хоть раз в жизни пытался изобразить пресловутую вазу на школьном уроке рисования, помнит, как передается объем на плоскости. Конечно же, с помощью тени. Нарисуйте на листе бумаги циркулем круг, и он получится плоским. Хотите превратить его в шар – нужно всего лишь добавить тень.

Точно также дела обстоят и с человеческим телом. Выпуклые части выглядят более светлыми, а углубления – темными. Точно также все визажисты рисуют объем на лице румянами и хайлатерами, прорисовывая рельеф темными и светлыми тонами.

Именно это будем делать и мы. Однако перед визажистами у нас есть серьезное преимущество – мы не ограничены необходимостью делать рельеф, который будет смотреться естественно с любого ракурса. Мы можем рисовать то, что нам нравится, и то, что работает в данном конкретном кадре.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию метода, хочу отметить, что применять его стоит лишь после того, как вы привели в порядок цвет кожи модели. Если в процессе прорисовки объемов кожа стала приобретать рыжие или зеленоватые тона, значит скинтон был неправильным изначально, и вам следует сперва разобраться с цветокоррекцией.

Итак, приступим.

Открыв исходную фотографию, первым делом мы создадим слой, заполненный 50% серым, и наложим его в режиме «soft light». Для этого мы используем пункт меню Layer => New => Layer… (Shift+Ctrl+N).

sl1

В открывшемся окне мы выбираем режим наложения Mode: Soft light, после чего нам становится доступна галочка «Fill with Soft-Light-neutral color (50% gray)», которую также необходимо установить, и нажимаем «OK».

sl2

В чем смысл проделанных нами действий? Режим наложения «Soft Light» является так называемым режимом контраста. Слой, для которого установлен этот режим, влияет на яркость лежащего под ним слоя, осветляя или затемняя его. При этом все пиксели верхнего слоя, имеющие яркость 50%, становятся прозрачными. Пиксели светлее 50% серого будут осветлять лежащее под ними изображение (аналогично режиму Screen), а более темные – затемнять (аналогично режиму Color burn).

Таким образом, заполнив новый слой 50-процентным серым, мы сделали его прозрачным. И теперь можем осветлять или затемнять исходное изображение, просто рисуя по новому слою белой и черной кистью.

С технической точки зрения это и есть весь метод! Очень просто, не правда ли?
Однако чтобы овладеть им, необходимо учитывать множество тонкостей. Рассмотрим их на конкретных примерах.

Форма лица

Начнем с наиболее простого и наглядного – с визуального изменения формы лица, а точнее с его сужения. Пожалуй, это то, чего чаще всего хотят от нас клиенты, рассматриваемый метод позволяет сделать лицо менее широким не прибегая к фильтру liquify (про него я писал отдельную статью Использование фильтра Liquify), что уже само по себе замечательно. Ведь на полученной в результате фотографии модель выглядит так, как она на самом деле могла бы выглядеть при определенном макияже и освещении (например, если бы при съемке мы поставили по бокам от нее черные флаги, оттеняющие лицо).

Думаю, очевидно, что для визуального сужения лица надо затемнить его по краям. Чтобы сделать это с помощью нашего метода установим для кисти такие параметры:

  • Opacity – 15%
  • Flow – 50%
  • Hardness – 0%

Большинство новичков допускают одну и ту же ошибку – берут слишком маленькую кисть, и начитают что-то закрашивать штриховыми движениями. Поскольку мы установили для кисти нулевую жесткость, размер её необходимо подбирать с запасом – чуть-чуть больше той области, которую хотим затемнить.

Вот что у нас получилось в итоге:

sl3

Как всегда, главное – не перестараться. Если у нас портрет в фас, затемняем область до уголков глаз:

sl5
Границы области затемнения

sl6
Слой в режиме Soft light

Если же модель повернута к камере в три четверти, затемнять можно область до края брови:

sl7

sl9

Точно также можно подкорректировать и форму лица. В случае с квадратным лицом смягчаем углы, в треугольном – сужаем лоб затемнением, в трапецевидном – сужаем нижнюю челюсть по углам. Проще говоря, приводим лицо к правильному овалу.

Так на примере выше мы сделали лицо более овальным. Для этого мы не просто затемнили его по краям, но еще и прошлись черной кистью по лбу и подбородку (что хорошо видно на скриншоте со слоем в режиме Soft light).

Вообще, всё, что касается формы лица, очень подробно описано в многочисленных статьях для визажистов. Всем начинающим ретушерам мы настоятельно рекомендуем их поискать (благо, это не сложно) и внимательно изучить. Думаю, вы без труда найдете многочисленные схемы, наглядно демонстрирующие, что и как следует затемнять и осветлять в разных случаях. У визажистов этот процесс называется «скульптурированием».

Скулы

Говоря о рельефе лица, конечно же, первым делом мы остановимся на скулах. Именно скулы являются основным признаком женственности, именно их выделяют при любом макияже (для этого и существуют румяна).

sl10

Многие женщины, постоянно пользующиеся декоративной косметикой, умеют правильно рисовать скулы. Всем остальным мы предлагаем такую подсказку: мысленно проведите линию от уголка губ до верхней точки уха – область под этой линией мы и будем затемнять.

sl12

Если вы сомневаетесь, как далеко накладывать виртуальные «румяна» в направлении от уха ко рту, можете мысленно провести вертикальную линию через зрачок глаза. Она и будет для вас ориентиром. Залезете слишком далеко – получите «рыбье лицо».

Чтобы сделать скулу еще более выпуклой, можно её осветлить (как вы уже поняли по схеме, осветляется область над красной линией).

При этом для осветления мы рекомендуем использовать кисть с меньшей непрозрачностью – параметр Opacity в районе 10%.

Конечно, для получения адекватного результата нужно потренироваться. К сожалению, многие горе-ретушеры, прекрасно владеющие технической стороной метода, уродуют своих моделей из-за непонимания анатомии женского лица. Как минимум, вы должны представлять, где эти самые скулы должны быть, и где они быть не могут. Кстати, тут тоже на помощь приходят многочисленные схемы, созданные для обучения визажистов – Гугл вам в помощь.

Нос

Очень эффективен этот метод и для одного из главных источников женских комплексов – носа. Особенно учитывая тот факт, что даже самое аккуратное применения фильтра liquify обычно бросается в глаза.

sl13

И снова мы используем тот же подход, что и визажисты. Так для сужения слишком широкого носа мы затемняем его по краям. А в центре, при необходимости, проводим светлую линию, создающую тонкое ребро:

sl15

Кстати, аккуратно проведенная центральная светлая линия помогает выправить кривой несимметричный нос.

И, думаю, вы уже догадались, что затемнение кончика носа сделает этот самый нос визуально короче:

sl16

Тело

Описанный метод прорисовки объема, конечно, подходит не только для лица, но и для всего тела.

Чаще всего мы прорисовываем на фотографиях ключицы. Это не только добавляет объем, но и позволяет модели скинуть лишние килограммы:

sl18

Выступающие части прорабатываем белой кистью, а области вокруг них – черной:

sl20

Таким же образом можно легко сузить шею и руки/ноги. Так, например, для сужения рук или ног, мы затемняем их по краям, и осветляем по центру, одновременно усиливая ощущение объема:

sl21

Думаю, вы уже догадались, что модификации поддаются и все остальные части женского тела. Например, можно «дорисовать» размер и форму груди (при определенном старании можно нарисовать её даже там, где она изначально отсутствовала), причем не обязательно обнаженной – коррекции прекрасно поддается и область декольте. Можно нарисовать мышцы и кубики пресса.

Безусловно, тут очень поможет умение рисовать, хотя можно вполне обойти и без него вовсе. Гораздо сложнее без знания анатомии. Поэтому мы советуем поискать издания с названиями вроде «анатомия для художников» и подобные. Или же поискать в интернете фотографии с какими-нибудь фитнесистками, чтобы использовать их тела в качестве образца. Если найдете фотографии, на которых «эталон» будет снят в том же ракурсе, что и у вас, сможете справиться с перерисовкой и не имея даже начального художественного образования.

Так или иначе, работа это творческая. Надеюсь, она доставит вам удовольствие. Удачи!