Несомненно, Вам приходилось неоднократно слышать, что одним из основных факторов, влияющих на получение хорошего результата при съемке портрета, является освещение. Тип освещения во многом определяет будущий результат.

Для портретной съемки больше подходит рассеянный свет, чем «жесткое» освещение. Мягкий рассеянный свет можно получить с помощью софтбокса.

В этом уроке мы расскажем Вам, как контролировать процесс рассеивания света с помощью решетки для получения хороших результатов съемки.

 

Статья состоит из следующих разделов:

Используемое оборудование:

Камера/Носитель информации

Compact Flash Card

Olympus 14-54mm f/2.8-3.5 Digital Zuiko Zoom Lens

Olympus EVOLT E-500

Для этого урока мы решили сделать студийный портрет сидящей девушки. Для начала мы установили стойку для заднего фона, окрашенного в синий цвет под мрамор, размера 3х6 м и поставили кресло на расстоянии прибл. 50 см от заднего фона.

Съемка при использовании одного источника света и фона

После установки заднего фона мы расположили софтбокс справа от объекта съемки, включили его и направили свет прямо на модель (изображения 1 и 2)

 

Изображение 1

Изображение 2

 

Изображение 3

Мы еще немного отрегулировали свет, после этого включили камеру, сделали несколько оптимальных ручных настроек и приступили к съемке.

При первой же попытке мы получили очень хороший снимок. Используя только один источник света и фон, нам удалось сделать классический портрет. Обратите внимание на качество рассеянного света, который создает эффект «обрамления», подобно свету, попадающему на объект съемки с окна.

Рассеивания света

Угол, под которым расположен софтбокс, определяет количество света, попадающего на объект съемки. В первом случае источник света был расположен так, что его ось была направлена прямо на лицо модели. Для нашего следующего снимка мы решили немного рассеять свет, поэтому сместили ось источника света перед объектом съемки. Посмотрим, какого эффекта нам удалось добиться (изображения 4 и 5).

 

Изображение 4

Изображение 5

 

 

Изображение 6

Как видно на снимке, нам удалось улучшить освещение лица, сместив ось софтбокса перед объектом съемки. Поскольку мы отодвинули источник света от заднего фона, он стал немного темнее.

Это хороший пример того, как можно изменять степень освещенности объекта съемки по своему усмотрению.

 

Сравнение

 

Предлагаем Вам сравнить два изображения. При сопоставлении видно, что софтбокс в смещенном положении перед объектом съемки дает лучшее освещение, чем когда ось источника света направлена прямо на лицо модели.

Тени лучше проработаны при освещении софтбоксом в смещенном положении перед объектом съемки. Осветив тени, мы, таким образом, уменьшили контраст. Обратите также внимание, на большее количество деталей на волосах и одежде модели.

Изображение 7

Съемка с использованием сотовой решетки

Предположим, что Вас устраивает освещение объекта съемки, но Вы бы хотели, чтобы задний фон выглядел темнее на снимке. Для этого Вы можете отодвинуть задний фон немного дальше от модели, но это в случае, если у Вас есть много свободного пространства.

Самым простым и удобным способом уменьшить освещение заднего фона является использование решетки. В нашем случае мы поставили софтбокс, сместив его ось перед объектом съемки, и установили на него восьмиугольную решетку (изображения 8 и 9).

 

Изображение 8

Изображение 9

 

 

Изображение 10

На следующем снимке видно эффект, которого мы добились. Свет, попадающий на объекте съемки, остался достаточно мягким, но задний фон вышел при этом намного темнее. Решетка является хорошим дополнительным устройством при освещении, которое предоставляет Вам больший контроль над процессом освещения.

Освещение теней с помощью отражателя

Для следующего нашего снимка мы решили осветить тени на лице модели, используя рефлектор для отражения света от софтбокса. Особенностью отражателя, который мы использовали при съемке, является возможность использовать 5 разных цветовых комбинаций: белую, серебристую, светло-золотистую, золотистую и полупрозрачную поверхность для пропускания света.

Для начала мы использовали белый отражатель. Мы прикрепили рефлектор на стойку и поставили его на расстоянии 60 см слева от модели. Окончательно отрегулировав отражение света, мы сделали следующий снимок (изображения 11, 12 и 13)

 

Изображение 11

Изображение 12

 

 

Изображение 13

Как видно на получившемся изображении, белая сторона рефлектора осветила тени в левой части лица модели. Использование отражателей — наиболее простой и недорогой способ контроля уровня освещенности и общего контраста на снимке. К тому же возможность изменять цвет покрытия рефлектора позволяет добиться разных цветовых эффектов отражения (рефлектор имеет также еще одну полупрозрачную поверхность для пропускания света).

 

Для следующего снимка мы решили использовать серебристый отражатель, чтобы сравнить результат с эффектом, полученным при использовании белого рефлектора. Закончив установку, мы сделали еще один снимок (изображения 14 и 15).

 

Изображение 14

Изображение 15

 

В результате на снимке видно, что серебристый рефлектор отражает больше света и лучше прорабатывает тени, чем белый. Обратите внимание, что при использовании серебристого отражателя мы добились таких же нейтральных цветов, что и с белым. Основным отличием является более яркое отражение света при использовании серебристого рефлектора.

Для нашего следующего снимка мы решили придать коже лица модели немного теплого оттенка, используя светло-золотистую поверхность отражателя. Установив рефлектор, мы сделали следующий снимок (изображения 16 и 17).

 

Изображение 16

Изображение 17

 

На снимке видно совсем небольшое отличие, но если присмотреться внимательнее, можно увидеть, что оттенок волос и кожи на левой части лица модели стал более теплым, чем на предыдущем снимке. Экспериментируя с разными цветами рефлектора при съемке портрета, можно добиться оптимального результата, поскольку для разных оттенков кожи нужно использовать определенный цвет рефлектора.

Для нашего последнего снимка мы использовали золотистую поверхность рефлектора (изображения 18 и 19).

 

Изображение 18

Изображение 19

 

В результате на снимке видно, что золотистый рефлектор придает портрету более теплый оттенок. Объект съемки как будто сидит возле камина и это создает весьма теплую, манящую атмосферу.

Помните, что не существует единственного правильного способа отражения света. Многое зависит от Ваших собственных предпочтений. Все же нужно знать все возможные варианты отражения света с помощью рефлектора.

Сравнение

Теперь предлагаем Вам посмотреть на все наши снимки, полученные при использовании отражателя. Чтобы просмотреть увеличенное изображение, нажмите на иконке (изображение 20).

 

 

 

 

Изображение 20

Создание соотношений освещенности

Теперь, когда мы рассмотрели все возможные варианты отражения света с помощью рефлектора при съемке портрета, можно приступить к созданию соотношений освещенности, изменяя при этом расстояние между объектом съемки и рефлектором.

Для следующей серии снимков, мы использовали светло-золотистый отражатель, поскольку нам понравился теплый свет, который он отражает в области теней на лице модели. Для нашего первого снимка мы установили рефлектор на расстоянии 60 см от лица объекта съемки и сделали снимок (изображения 21 и 22).

 

Изображение 21

Изображение 22

 

При таком положении отражателя мы можем получить соотношение освещенности близкое к 1:1. Чтобы создать точное соотношение 1:1, два источника света (софтбокс и рефлектор) должны излучать одинаковое количество света. Согласно закону обратных квадратов, свет постепенно теряет свою интенсивность при преодолении расстояния (освещенность от источника света изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния от источника до объекта), поэтому свет, отраженный от рефлектора не будет таким же ярким, как свет, попадающий на объект съемки, от софтбокса.

На самом деле в результате такой расстановки мы получим среднее соотношение освещенности между 1:1 и 2:1.

Для следующего снимка мы отодвинули рефлектор еще на 60 см от лица модели и приступили к съемке (изображения 23 и 24).

 

Изображение 23

Изображение 24

 

Установив отражатель на расстоянии 120 см от объекта съемки, нам удалось добиться очень хорошего соотношения освещенности. Таким образом, мы придали портрету более естественный вид и улучшили общее освещение изображения. В результате на снимке мы получили среднее соотношение освещенности между 2:1 и 3:1.

Для нашего последнего снимка мы отодвинули рефлектор на расстояние 180 см от объекта съемки и сделали снимок (изображения 25 и 26).

 

Изображение 25

Изображение 26

 

Как видно на снимке, рефлектор был установлен слишком далеко, поэтому его эффект на области теней значительно уменьшился. Обратите внимание, что количество попадающего на объект съемки света уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния от источника до объекта. Это означает, что, увеличивая расстояние рефлектора от объекта съемки от 120 см до 180 см, Вы получите в два раза меньшее освещение, чем при изменении расстояния от 60 см до 120 см. Поэтому малейшие изменения положения установки могут значительно повлиять на общее освещение всего изображения. В результате на этом снимке мы получили среднее соотношение освещенности между 3:1 и 4:1.

Сравнение

На снимках, представленных ниже, Вы можете увидеть, как расстояние между рефлектором и объектом съемки влияет на общее освещение (изображение 27).

 

 

Изображение 27

Основным преимуществом при использовании постоянных источников света и отражателей является возможность видеть то, что Вы получите в результате на снимке. Теперь, когда Вы знаете, как контролировать и изменять освещение, Вы можете смело приступить к созданию художественных портретов или просто великолепных снимков.

А главное — экспериментируйте и веселитесь!

Оригинал статьи http://photodomain.ru