История модели

Корвет (франц. corvette) — в парусном военном флоте XVIII-XIX вв. легкий трехмачтовый артиллерийский корабль, предназначавшийся для разведки, посыльной службы и выполнения вспомогательных задач. Во 2-й половине XIX века — парусно-паровой корабль водоизмещением 800-3500 тонн; артиллерия (от 12 до 32 орудий) размещалась на верхней палубе. В британском и американском военных флотах периода Второй Мировой войны корветами назывались сторожевые корабли водоизмещением 900-1500 тонн с паровыми поршневыми двигателями.

Большая Советская Энциклопедия 

Chevrolet Corvette, вне всякого сомнения, одна из очень немногих американских машин, которые можно причислить к иконам автомобильного мира. Казавшийся в момент своего рождения откровенным безрассудством, этот спорткар сегодня является самым «долгоиграющим» проектом подобного рода, а его серийное производство не прекращается с 1953 года.

Причиной появления Corvette стала… Вторая Мировая война. Не сами боевые действия, конечно, а обстановка, в которой пребывали расквартированные в Англии американские солдаты. Точнее, автопарк, на котором любили передвигаться бравые вояки — легкие, скоростные и мощные Jaguar и Austin. А когда война закончилась, американские солдаты не преминули воспользоваться случаем и вывезти за океан полюбившиеся машины — собственный-то автопром ничего, кроме пафосных дредноутов, не предлагает. Как следствие — поток спорткаров в США принял такие масштабы, что заставил обратить на себя внимание крупнейших местных автопроизводителей.

Сетовали-то на засилье «англичан» многие, но только GM первым рискнул запустить в серию собственный спорткар с кузовом из стеклопластика. Чистое безумие, по мнению многочисленных критиков. Но материал, обещавший удешевление производства и снижение веса автомобиля, применяется в Corvette до сих пор… Между тем дебют первого поколения Corvette, получившего индекс С1, нельзя назвать удачным — машина и вправду получилась легкой и маневренной, но все портили архаичный 3,8-литровый R6 Blue Flame мощностью 152 л.с. и двухступенчатая АКП Powerglide. Как результат — «максималка» в 170 км/час и 11 секунд до заветной «сотни». С такими параметрами о конкуренции с европейскими спорткарами не стоило и мечтать. Не помогали Corvette и такие новомодные диковинки, как усилитель тормозов и электрические стеклоподъемники.

Но через два года, в 1955-м, репутацию Corvette спасает выходец из России, инженер и автогонщик Зора Дунтов — по его настоянию автомобиль получает новый 4,3-литровый V8 мощностью 195 л.с., а его максимальная скорость возрастает до 195 км/ч. Еще через год, в стремлении поднять уровень продаж, GM проводит рестайлинг и модернизацию модели — двигатель Corvette теперь выдает 225 лошадиных сил, а немощный Powerglide уступает место трехступенчатой МКП. Но первый американский спорткар продолжают сравнивать с «англичанами», а пресса регулярно устраивает дуэли между Chevrolet Corvette иJaguar XK.

Период с 1958 по 1962 годы стал эпохой «американского барокко» для Corvette — в этот период автомобиль обзавелся сдвоенными передним фарами и хромированным «жирком» на бортах. И хотя в целом автомобиль стал выглядеть более гламурно, что ли, его силовая начинка посуровела до 4,6-литрового V8 с системой впрыска Rochester и мощностью 315 л.с., с которым Corvette разменивал первую «сотню» уже за 7,5 секунды.

Продержавшись на конвейере 10 лет, в 1963 году Corvette выходит на уровень С2 — такой индекс вместе с собственным именем Sting Ray («Жало ската») получает второе поколение модели. Автомобиль и впрямь получается «рыбьим» — футуристичный, с ниспадающим к корме «хребтом». Этот «хребет», кстати, образовывал обширную мертвую зону в зеркале заднего вида — многие владельцы Corvette Sting Ray самостоятельно переделывали стекло в цельное, а через два года «созрел» и GM. Впрочем, сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот — богатые коллекционеры во что бы то ни стало стремятся найти экземпляры «с хребтом», и владельцы Corvette в спешном порядке восстанавливают «историческую справедливость». Но со слепой зоной Sting Ray можно было мириться хотя бы по той причине, что новый Corvette в угоду 375-сильному 5,4-литровому V8 обзавелся полностью независимой (впервые во всем американском автопроме!) задней подвеской. А в 1965 году свет увидел Corvette Sting Ray 427 — чудовище с семью литрами (427 куб. дюймов) рабочего объема, 425 лошадиными силами, максимальной скоростью в 240 км/ч и выстрелом до «сотни» за фантастические 5 секунд. Поговаривают, что один коллекционер из России (мастер спорта СССР по ралли) сначала приобрел Lamborghini Diablo, на котором учился ездить неделю, и только потом отважился купить Sting Ray 427, но не привык к зверскому норову этой машины и через несколько месяцев… Интересно, что бы он сказал, став обладателем Sting Ray L88 — 560-сильной машины из ограниченной серии, выпускавшейся с 1967 года?

Более полутысячи лошадиных сил под капотом стеклопластикового купе — это явный перебор и для 60-х, и сегодня. Но уже через год после начала выпуска L88, в 1968-м, GM представил на суд общественности третье поколение Corvette, снабдив его заводским индексом С3 и «укоротив» имя до Stingray. В эпоху владычества и противостояния muscle-cars этот автомобиль стал немедленно ассоциироваться с… бутылкой Coca-Cola: такой же широкий у колесных арок и сужающийся к дверям. А заодно такой же удобный и неприхотливый, как бутылка колы — базовым для Corvette С3 стал 5,4-литровый V8 с отнюдь не экстремальными 300 л.с., более серьезные и объемные моторы с отдачей в 400 и более сил стоили существенно дороже. Но, успев обзавестись в начале 70-х кузовом тарга и штатной противоугонной системой, с началом печально знаменитого топливного кризиса боевой дух Corvette заметно иссяк. Заканчивалась эра muscle-cars, и технические характеристики Corvette1979 года стыдливо сообщали о 185 лошадиных силах, а сам автомобиль едва перешагивал отметку в 200 км/ч. Впрочем, и о такой цифре многие пилоты не догадывались — федеральное законодательство того времени запрещало автопроизводителям размечать спидометры до скоростей выше 85 миль в час (135 км/ч). Считалось, что большие цифры провоцируют на безбашенную езду, хотя иные владельцы «мускулов» на свой страх и риск продолжали пользоваться «нормальными» спидометрами.

Топливный кризис миновал, однако о былом возрождении muscle-cars не могло быть и речи — появившийся в 1984 году Corvette С4, несмотря на «взрывоопасное» название (С4 — марка взрывчатки), более тяготел характером к туристическим автомобилям, чем к бескомпромиссным спорткарам. Сравнимый чистотой линий и изяществом форм с итальянскими суперкарами, новый Corvette был создан с применением авиационных технологий, в том числе знаменитой Stealth. А его 5,7-литровый V8 Crossfire, несмотря на грозное название, выдавал скромные 205 л.с. Затем ежегодно его мощность увеличивалась, но не настолько, чтобы вновь превратить Corvette в предмет культа.

Так было до 1990 года, пока англичане из Lotus не поколдовали над американским V8, выжав из него 405 лошадей. Снабдив получившееся чудовище только 6-МКП («автомат» не предлагался в принципе), GM нарек его именем Corvette ZR-1 и объявил о рождении самого быстрого спорткара на планете Земля. Так оно, в сущности, и было — новейший Ferrari 348 выжимал 270 км/ч и разменивал первую «сотню» за 5,9 секунды, тогда как Corvette ZR-1 укладывал стрелку спидометра за 290 км/час, а до «сотни» катапультировался за 4,5 секунды…

В 1997 году старину Corvette настигает очередная смена поколений — его преемник с индексом С5 безошибочно идентифицируется как культовый американский спорткар, но разрабатывается с чистого листа. Впрочем, основные новшества коснулись бортовой электроники — так, в продолжение «самолетной» темы появилась проекция приборов на лобовое стекло, а подвеска обзавелась тремя степенями свободы: Comfort, Sport и Performance. Первый предполагает почти вальяжные прогулки, второй годится для извилистых серпантинов, а третий… третьим лучше не пользоваться вне специальных гоночных треков с идеально ровным покрытием. Двигатель, между тем, остался прежним — 345-сильный V8 с двумя клапанами на цилиндр. Инженеры принесли мощность в жертву тяговитости: за рулем Corvette можно ползти на 6-й передаче с 500 об/мин на тахометре, а при необходимости ускоряться без переключения вниз. При этом максимальная скорость спорткара составляет 289 км/ч, а разгон до сотни — 4,7 секунды.

Начало нового века ознаменовалось в истории Corvette появлением еще одного «экстремала». В 2001-м, за два года до 50-летнего юбилея марки, Chevrolet явил миру гремучую квинтэссенцию «427-го» и ZR-1 — 385-сильный Corvette Z06. А в 2005-м новое поколение Corvette С6 завоевало популярность не только в США, но и в Старом свете. Существуя в трех ипостасях (купе, кабриолет и родстер), претерпев в 2008 году ряд модернизаций, сегодня автомобиль «в базе» оснащается 6,2-литровым 430-сильным V8, любителям «погорячее» предлагается Z06 с 7-литровым 505-сильным двигателем. Рождение нового монстра с уже известным именем ZR-1 и раскачанным до 638 лошадей 6,2-литровым мотором ожидается в следующем году.